вторник, 15 января 2019 г.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ». 5 – 6-Е КЛАССЫ




Цель: развитие интереса к русскому языку и лите­ратуре.
Оборудование: листы бумаги формата А4 с катего­риями; «Чёрный ящик» с предметами; портреты писате­лей; картины В. В. Васнецова.
ХОД ИГРЫ
1ТУР
В I отборочном туре участвуют 12 человек, ко­торые отвечают на вопросы ведущего. Шесть игро­ков, получившие наибольшее число баллов, пере­ходят во II тур.
1.Какая наука изучает предложение и словосоче­
тание? (Синтаксис)
2.Кто составил первый толковый словарь русско­
го языка? (В. И. Даль)
3.Часть слова без окончания. (Основа)
4.Что такое пейзаж? (Изображение картин при­
роды)
5.Посчитайте, сколько глаголов в стихотворении.
Мама песню напевала, одевала дочку, Одевала-надевала белую сорочку. Мама песенку допела. Мама девочку одела.
(6 глаголов)
6.     Как одним словом назвать устное народное твор­чество? (Фольклор)
      ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ АТТЕСТАЦИИ
Вопрос
В пункте П Порядка аттестации педагогиче­ских работников установлено, что аттестация с це­лью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не име­ющих квалификационных категорий (первой или высшей). Вправе ли работодатель представлять к этой аттестации педагогического работника, у которого не истёк срок действия второй квали­фикационной категории?
Нет, не вправе. В течение срока действия вто­рой квалификационной категории педагогиче­ский работник также не подлежит аттестации, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
7. Как называется сказка, из которой эти строки,
и кто её автор?
Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик.
(К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»)
8.Где учился А. С. Пушкин? (В Царском Селе)
9.Возглас, которым подгоняют ездовых лошадей.
(Но-о!)

10.Что можно узнать о словах по этимологическо­
му словарю?
(Происхождение слов)
11.Кто является автором «Повести временных лет?»
(Летописец Нестор)
12.Какое имя прилагательное подойдёт к каждому
из следующих существительных:
овраг, знания,
осень? (Глубокий)
13.Назовите главных героев сказки Г. К. Андерсе­
на «Снежная королева».
(Кай, Герда, Снежная
королева)
14.Кто является автором произведения «Волк на
псарне»? (И. А. Крылов)
15.К какому виду сказок относятся сказки «Каша
из топора», «Как мужик гусей делил»? (К бы­
товым)
16.В каком городе жил Незнайка? (В Солнечном)
17.Определите жанр произведения, которое начи­
нается так: «Однажды Лебедь, Рак да Щука...».
(Басня)
18.Закончите пословицу: «Скоро сказка сказыва­
ется... (да не скоро дело делается)».
19.Какого рода слово «тюль». (Мужскогорода)
20.Как одним словом назвать грубого невоспитан­
ного человека?
(Невежа)
II ТУР
Во II туре участвуют 6 игроков. Им предлага­ются вопросы по 5 категориям и «Чёрный ящик». Чтобы получить выбранную категорию, необходимо первым ответить на разыгрываемый вопрос. В фи­нале играют 3 участника.
Разыгрываемые вопросы
1. Замените синонимом прилагательное в словосо­
четании «высокий дом».
(Многоэтажный)
2.Отгадайте загадку:
Не моторы, а гудят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят. (Пчёлы)
3.     Назовите слова с удвоенной согласной. (Перрон,
теннис, хоккей)
4.Замените иностранное слово «изолированная»
(комната) русским. (Отдельная)
5.  Жанр русского фольклора,  героико-патриоти-
ческая песня-сказание о богатырях и историче­
ских событиях древней Руси — это... (былина).
Категория 1. «Сказки»
1.  Какой вид энергии использовала Ваба-Яга, ле­
тая в ступе? (Нечистую силу)
2.Какая героиня появилась на свет из ячменного
зерна? (Дюймовочка)
3.Как Маша из сказки «Маша и медведи» попала
домой к деду с бабкой? (В коробе)
4.Без кого не вытянули бы репку? (Без мышки)
5.  Какая цифра чаще всего встречается в сказках?
(3)
6.  На каком животном летал Иван-царевич за Жар-
птицей? (На сером волке)
7.  Назовите четыре волшебных предмета из сказок.
(Ковёр-самолёт,
скатерть-самобранка, волшеб­
ная палочка, печка)
8.Какие реки текут в сказках? (Молочные)
9.Что надо говорить, оказавшись перед избушкой
Бабы-Яги? («Избушка, избушка,
встань к лесу
задом, ко мне передом».)
10. Кто это: «страшный в лесу воеводой стал, всех зверей распугал»? (Кот)
Категория 2. «Занимательная грамматика»
1.       Я с [л] смягчённым под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым — в комнате любой, В геометрической фигуре.
(Уголь — угол)
2.В каком слове сорок гласных? (Сорока)
3.Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром.
А что вы слышите между ними? (Звук [и])
4.       Простое слово промежуток;
В театре несколько минуток.
Пока начнётся новый акт.
Мы называем всё... (антракт).
5. Чего больше в болоте, чем в озере? («о»)
6.       Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (Насос сосна)
7.       Во мне два «к» не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте,
Я точный, чистый и
опрятный,
Иным же словом... (аккуратный).
8.Как из столба без помощи досок сделать стол?
(Убрать «б»)
9.Какое слово зашифровано под цифрами 33 и 5?
(Яд)
10.Готов вас напоить водой,
Но «э» прибавьте мне в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале.
(Кран экран)
Категория 3. «Портреты»
Демонстрируются портреты писателей. Веду­щий читает подсказки. Необходимо правильно вы­брать портрет.
1.Он — автор таких произведений, как «Волк на псарне», «Свинья под дубом». (И. А. Крылов)
2. Имя этого поэта стало широко известно после написания им стихотворения «Смерть поэта». (М. Ю. Лермонтов)
3. Детство этого поэта прошло на Волге. (Н. А. Не­
красов)
4. Героине  одноимённой сказки этого писателя
поставлен памятник в столице Дании Копенга­
гене. (Г.
X. Андерсен)
5. У этого поэта была замечательная няня, Арина
Родионовна. (А. С. Пушкин)
6. Автор сказа «Левша». (Н. С. Лесков)
7. Всем известны строчки: «Идёт бычок, шатает­
ся, вздыхает на ходу...» или «Наша Таня гром­
ко плачет...»  Кто автор этих стихотворений?
(А. Л. Барто)
8. Он автор Гимна России, многочисленных басен,
замечательных детских стихотворений. (С. В. Ми­
халков)
9. Мастер коротких юмористических рассказов.
(А. П. Чехов)
10. Этот  писатель  прославил  не  только  Россию, но и Украину. (Н. В. Гоголь
Категория 4. «Пословицы»
Участники игры должны закончить пословицы.
1.  На бога надейся... (а сам не плошай).
2.  Гром не грянет... (мужик не перекрестится).
3.  С миру по нитке — ... (голому рубаха).
4.  Повинную голову... (меч не сечёт).
5.  Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
6.  В гостях хорошо, а... (дома лучше).
1. Слово не воробей... (вылетит не поймаешь).
8.По одёжке встречают... (по уму провожают).
9.Заставь дурака Богу молиться — ... (он и лоб
расшибёт).
10. Назвался груздём — ... (полезай в кузов).
Категория 5. «Правда ли, что...»
1.  ...слово «смородина» происходит от слова «смо­
род», означающий сильный дурной запах, вонь.
(Да)
2.  ...А. С. Пушкин родился в Петербурге? (Нет,
в Москве)
3.  ...в слове «ёлка» 4 звука? (Нет, 5)
4.  ...все ли имена существительные изменяются по
числам? (Нет «кофе» ед. ч., «вилы» мн. ч.)
5.  ...в Древней Руси было 3 грамматических чи­
сла? (Да.: ед., двойств., мн.)
6.  ...в глаголе «вынуть» нет корня? (Да)
7.  ...азбука бывает не только от Кирилла и Мефо-
дия, но и Морзе? (Да)
8.  ...антонимы  бывают  разными  частями  речи?
(Нет)
9.  ...Лев Толстой написал «Азбуку»? (Да)
10. ...сказки — это жанр древнерусской литерату­ры? (Нет)
6. «Чёрный ящик»
В чёрном ящике находятся различные предме­ты из сказок, учащийся должен угадать, из какой они сказки.
1. Яблоко. 2. Игла. 3. Копейка. 4. Яйцо. 5. Коль­цо, б. Гусь 7. Рыба. 8. Волк. 9. Курица. 10. Мед­ведь.
ФИНАЛ
В финале участвуют трое игроков, давших на­ибольшее число правильных ответов.
Игрокам предлагаются иллюстрации В. В. Вас­нецова к сказкам: «Алёнушка», «Ковёр-самолет», «Иван Царевич на сером волке».
Необходимо угадать, к какой сказке относится картина, и составить рассказ по изображённому сюжету. У кого рассказ получится наиболее инте­ресным, эмоциональным, тот и становится победи­телем, то есть «Самым умным».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ «САМОГО УМНОГО


Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Вы то,что надо!"