вторник, 15 января 2019 г.

Как памятка помогает моим ученикам писать изложения.

Похожее изображение

           Работа по развитию письменной речи учащихся проводится с первого класса. Но именно в 5 классе важнейшим является такой вид работы как изложение. Изложение - это письменный пересказ текста. И чтобы  работа по пересказу текста стала продуктивной, полезной, надо научить детей действовать по алгоритму.
              Тексты к изложениям я подбираю тщательно, ведь их сюжеты должны быть интересными и  доступными для детского восприятия.  В текстах должны чётко выделяться микротемы (абзацы), чтобы ребёнок смог разделить данное ему произведение на части, озаглавить их и передать содержимое своими словами.
              На уроке знакомства с изложением я предлагаю детям памятку.



      Как написать изложение.
1.Послушай весь текст внимательно.                                   
3.Послушай каждую часть
   - посчитай сколько предложений
   - озаглавь части                                                                        
4.Прочитай опорные слова.
   Объясни орфограммы.
5.Послушай целиком.
6.Запиши текст, соблюдая абзацы.






          Эта памятка ставит перед детьми  конкретные цели и задачи, с которыми они должны справиться. Этап подготовки к написанию текста разбит на шаги. Дети привыкают работать по этим шагам и не испытывают больших трудностей.
         Первый шаг. Дети воспринимают текст в тишине. Каждый внимательно вслушивается в голос учителя, который художественно читает текст и погружает их в интересный сюжет.
         Второй шаг. Прослушивая текст повторно, дети самостоятельно считают абзацы. (Учитель «помогает» им, делая небольшие паузы, интонационно  завершает микротему). Чтобы не забыть, дети могут загибать пальчики на руках. А затем доказывать, почему у них получилось столько частей. Не стоит считать неправильными ответы детей, у которых количество частей не совпало с авторским. Дети могут объединить или расчленить некоторые части и доказать это. При коллективной работе важно договориться, что удобно выделить столько частей, сколько у  автора. В классе всегда найдутся ученики, правильно определившие количество частей в тексте.
         Третий шаг. Прослушивая каждую часть отдельно, дети запоминают её и делят на предложения. Прошу пересказать часть и зафиксировать количество предложений на «верёвочках»  «бусинками». (Это приём, когда дети рисуют линию, а на неё «нанизывают» кружочки - предложения). Это помогает детям сохранить структуру каждой части, запомнить предложения. На этом же этапе дети придумывают заголовок к каждой части.








         Четвёртый шаг. Учитель совместно с детьми продумывает систему опорных слов, которые помогут ученикам вспомнить содержание текста, которые трудны с точки зрения орфографии. Просит  объяснить написание «трудных» слов.
              Пятый шаг. Дети последний раз прослушивают текст целиком.
         Шестой шаг. Даётся задание записать текст, соблюдая абзацы. Учитель напоминает  об аккуратности, грамотности.
         Во время написания текста не запрещаю детям спрашивать всё, что им непонятно. Они тихонько подходят к учительскому столу и шёпотом задают вопрос. Если вопрос по изученным темам (орфография), помогаю самому вспомнить проверочное слово. Если слово незнакомо, говорю правильный вариант. Если дети переживают по поводу того, что не запомнили, я успокаиваю: пересказывай своими словами. А ещё разрешаю пользоваться орфографическим словарём.
           Использование памятки облегчает работу учителя при подготовке к уроку по развитию письменной речи учащихся, да и дети пишут изложение с удовольствием. Когда объявляю, что будет изложение, часто слышу детское: «Ура!»






               








Комментариев нет:

Отправить комментарий

"Вы то,что надо!"